Ура, каникулы! Как провести их с пользой?

Наступает счастливая для всех школьников пора – каникулы. Но для родителей 3 месяца лета – период дополнительных хлопот: как организовать каникулярное время так, чтобы дети набрались сил, выспались, отдохнули, но к 1 сентября не растеряли весь багаж накопленных за учебный год знаний?

Первое, о чем необходимо задуматься – это особенности режима дня на время каникул. Здесь у каждого три варианта на выбор:

  • первый – сохранять тот же режим, к которому ребёнок привык на протяжении учебного года. Такой режим подойдёт тем детям, которые в целом хорошо переносят ранний подъём, а также тем, кто долго адаптируется к любым изменениям;
  • второй вариант — сохранить в целом распорядок дня, но сместить время подъёма (и, соответственно, при необходимости, время отхода ко сну) на 1-2 часа. Этот вариант удобен для ребят, которые сильно переутомились за учебный год или испытывают трудности с ранним подъёмом;
  • третий вариант – самый рискованный, но и самый соблазнительный – вообще отказаться от жёсткого режима, планируя время подъёма и отхода ко сну, исходя из планов на день. Этот вариант можно себе позволить только в случае, если нервная система ребёнка способна адаптироваться к такому «плавающему» режиму.

Большинству младших школьников в силу особенностей психоэмоционального развития специалисты рекомендуют придерживаться относительно стабильного режима. В случае, если вы принимаете решение об изменении режима (его смещении относительно школьного режима или о переходе на «плавающий» режим), то вам необходимо учесть, что за 10-14 дней до начала учебного года нужно будет плавно вернуть ребёнка в обычный режим, установленный в течение учебного года.

Вторая проблема – чем занять ребёнка в каникулы. Варианты организованного отдыха (поездка в лагерь, в пансионат, на курорт) заслуживают отдельного обсуждения. В рамках этой статьи рассмотрим варианты организации досуга ребёнка, если вы будете проводить каникулы вместе с ним.

Во-первых – это, конечно, разнообразные культпоходы, на которые не хватило времени в течение учебного года, или которые доступны сезонно: музеи, парки, аттракционы, выставки, фестивали, театральные и кинопремьеры, концерты. Только постарайтесь адекватно оценить – будет ли это для ребёнка действительно отдыхом, способом с пользой и интересом провести время.

Во-вторых, постарайтесь максимум времени в хорошую погоду проводить на открытом воздухе. Как раз будет отличный повод овладеть навыками подвижных и спортивных игр, устроить весёлые соревнования, пикник, организовать подвижные игры на свежем воздухе. К сожалению, многие младшие школьники даже представления не имеют о весёлых играх, которыми был заполнен досуг их родителей в ту пору, когда не то что компьютер, но и телевизор был не в каждом доме.

И, наконец, третья, самая дискуссионная часть организации каникулярного времени. Как организовать занятия ребёнка так, чтобы он отдохнул, но при этом не позабыл все, что было выучено за год? Для начала вам необходимо принять стратегическое решение: будете ли вы вообще выделять специальное время для учебных занятий на каникулах.

При желании повторение элементов учебного материала можно удачно «вписать» в повседневную реальность:

  • просите ребёнка составить список покупок или записать планы на день (это актуализация графических навыков, проще говоря, «чтобы буквы не забыл»);
  • предлагайте читать или разгадывать кроссворды во время поездок или загорая на пляже;
  • привлекайте ребёнка к выполнению простых расчётов: длительности прогулки, количества сдачи при покупке и т.п.;
  • запаситесь настольными играми, которые требуют применения учебных навыков (чтения, счета, логики, знаний об окружающем мире). Это могут быть лото, электровикторины, мемори и любые другие варианты, которые принесут радость и удовольствие всем участникам игры.

Если вы — сторонник организации занятий по повторению в специально отведенное время или ребёнку трудно дался учебный год, и вы не уверены в прочности и качестве его знаний, то необходимо продумать, когда и как будут организованы занятия по повторению изученного в школе материала. Хорошими помощниками могут стать сборники заданий на лето, которые можно приобрести в книжных магазинах. Выбирайте задания, соответствующие программе, по которой учится ребёнок, и его возрасту. Постарайтесь дозировать занятия, чтобы они не вызывали отвращения. В каникулярный период лучше, если продолжительность занятия не превысит 30-40 минут (1 школьного урока). За это время можно успеть выполнить по одному небольшому заданию по русскому и математике, а можно более углублённо проработать одну тему по какому-либо учебному предмету. Если ребёнок испытывает серьёзные затруднения в выполнении заданий, обратитесь к учебникам за прошедший учебный год, окажите посильную помощь в освоении и закреплении сложного материала.

Помните: не нравится делать то, что получается плохо. Скучно делать то, для чего приходится прилагать много усилий и непонятна цель труда. Не забывайте поощрять и одобрять ребёнка, хвалить и поддерживать.

Пусть каникулы станут счастливой порой закрепления достигнутого и впитывания солнечного света, аккумуляции радости и позитива для успешного старта нового учебного года!

Мы ждем Вас с нетерпением!!!

Как с пользой пережить карантин с ребенком

Российские школьники уйдут на каникулы с 23 марта по 12 апреля
«Нужно абсолютно спокойно объяснить ребенку, что есть такая вещь — карантин. Это нужно, чтобы не заболеть. Это просто жизнь. Это не что-то такое происходит, когда завтра не наступит, это просто временно. Все это спокойно нужно донести до ребенка», — сказала Галина Шакова.

Особенно внимательными надо быть с детьми с тревожным складом характера.
«Ребенок видит, насколько этим обеспокоены взрослые: об этом говорят дома, по телевизору. Часть детей тревожного склада может чрезмерно близко воспринять происходящее, и целесообразно ограничить поток информации. Объяснение понятным для ребенка языком, без придания чрезмерно негативной окраски, а также четкие инструкции и контроль их выполнения — все это облегчит понимание и придаст спокойствие и ребенку, и родителю», — отметила Шакова.

Чтобы ребенок максимально безболезненно мог перейти на обучение из дома, следует совершить несколько простых действий. Время занятий стоит приблизить к привычному ребенку школьному графику. Расписание строить желательно по аналогии со школьным: уроки в одно и то же время, и обязательно привычные ученикам паузы — перемены.
Так как формат онлайн-обучения непривычен для ребенка, стоит уделить внимание тому, насколько правильно он понял новый материал.

«Необходимо понимать, что ясные для нас, взрослых, вещи являются новой темой для ученика. Такой формат непривычен, и информация может восприниматься с пробелами», — отметила специалист.
Еще один совет — ограничить использование гаджетов. Если для онлайн-образования компьютер — это необходимость, то всевозможные игры на нем (или на других устройствах) после занятий дают лишнюю эмоциональную нагрузку и расшатывают детскую психику.
Дополнительные занятия, которые проводятся в школе при переходе на обучение на дому, также не следует исключать. Рисование, аппликации, лепка, конструирование — все это легко организовать в домашних условиях. Для разгрузки можно использовать игры.

Психологи рассказали, как сохранять спокойствие во время карантина
«Есть игры, которые нам помогут не только чем-то увлечь ребенка, но есть и игры, которые помогут провести это время с пользой. Даже восстановить те функции, которые, может быть, недостаточно развиты у ребенка, — внимание, мелкая моторика. Это и элементарное плетение бисером, и какие-то мозаики, и конструирование из кубиков лего. Еще в магазинах сейчас есть очень много тематических игр на развитие внимания, на развитие памяти», — уточнила специалист.

Чтобы немного разгрузить себя, родители могут организовать детям просмотр познавательных фильмов и создание на их базе дневника личных открытий. Также занять детей может чтение книг и создание к ним иллюстраций — это разовьет кругозор и творческий потенциал ребенка.
Не стоит забывать и о двигательной активности во время карантина. Желательно ввести спортивные паузы между занятиями, делать зарядку, организовать игры на координацию. Здоровая еда станет хорошим дополнением к спорту, но питание не должно быть избыточным или чрезмерно калорийным.
В целом при правильном подходе период карантина может стать очень полезным, ведь это хорошая возможность провести больше времени со своим ребенком.
«Время карантина может помочь не только лучше узнать своего ребенка, но и построить более качественные отношения с ним», — резюмировала Галина Шакова.
Присоединяюсь ко всему сказанному. Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких! Педагог-психолог МБОУ-СОШ №12 Маронян Д.А.

Психологическое здоровье во время самоизоляции и карантина

7 способов снизить «коронавирусную тревожность»

Ответы психолога на вопросы родителей о проблемах подростков

Как справится с беспокойством и тревогой

В помощь учителям, обучающимся и их родителям
Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса

Советы психолога

Рекомендации подготовлены С.В. Воликовой, доцентом факультета клинической и консультативной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении информации» № 07-2446 от 27.03.2020 года

В письме:
— рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса;
— советы родителям при взаимодействии с детьми в режимах самоизоляции и карантина;
— информация о детском телефоне доверия.

Позитив
Психологические тесты в онлайн режиме.
Участие в семинарах и ГМО

На базе краевого ПМПК г. Краснодар были проведены обучающие семинары по девиантному поведению.  В семинаре приняли участие представители всех муниципалитетов края. По итогам краевого  семинара, в г. Армавире  на базе МБОУСОШ № 8 педагог – психолог Маронян Д.А выступила на городском методическом объединении  психологов города с данной тематикой.

Передача опыта
Лекции по плану Жизнестойкости
Лекции по правилам дорожного движения
Краевой семинар организация летнего отдыха детей краснодарский ПМПК

Подготовка выпускников к экзаменам

По плану педагога-психолога с обучающимися 9-11 классов в МБОУ-СОШ №12 проводятся занятия по сопровождению выпускников к предстоящим экзаменам. Занятия проходят в свободной и увлекательной форме. Выпускникам очень нравится, как играть, так и узнавать о себе что-то новое, ребята учатся справляться со своими эмоциями, рассчитывать время для выполнения работы, стрессоустойчивости и жизнестойкости. В добрый путь, выпускники!

 

Буклет для родителей выпускников 11 класса

Памятка выпускнику

Памятка родителям

Психологическая подготовка к ЕГЭ. Памятка в помощь ученикам

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ